|
Рука Бога
Один мудрец каждую ночь рыскал около двух крестьянских огородов - бедного и
более зажиточного. Друзья мудреца думали, что он копает картошку у зажиточного
хозяина и отдает ее бедному. Однако он ответил, что делает все наоборот:
"Бедный хозяин - пьяница, если у него появляются лишние деньги - тотчас
пропивает. А у другого хозяина подрастают дети, он думает, отдать их в школу,
или оставить работать на огороде. Краденную картошку я не отдаю ему, а
закапываю у него на грядке. Пусть не знает, а то еще вором заделается".
Самый хороший поступок - не всегда самый простой, самый привычный и самый
понятный окружающим. Живи так, как будто Бог завладел человеческим телом,
каждый свой ход старайся сделать ходом Бога. Это вовсе не значит поступать
однообразно, это значит каждый поступок задумывать ведущим к
результату, наилучшему в общемировом рассчете, наиболее эффективно с точки
зрения гениального стратега, и без предрассудков. Конечно же, сразу идеально не
получится, но стремись к этому. Это ужасно - решить: "Бог поступил бы вот так,
но я поступлю иначе". Итак, стань Рукой Бога. Не существует простой инструкции,
как быть Рукой Бога. Единственный способ - выявлять и исправлять свою
неидеальность: "это было плохо" или "а как можно лучше". Не верь тому, кто
предлагает простой шаблон поведения.
Если ты решил быть Рукой Бога, тогда ты можешь иметь именно такую точку
зрения только по двум причинам: или потому, что она верная, или потому, что ты
еще не понял, что она неверна. У Руки Бога точка зрения всегда соответсвует
предполагаемой истинной.
Тогда ты не зависишь от своей природы, а используешь ее, как материал, по
своему разумению. Ты являешься таким, каким ты есть, потому, что ты так
захотел, либо потому, что тебе пока что не удалось сделать себя другим. А
значит - либо потому, что быть таким - правильно; либо ты еще не понял, каким
следует быть, но однажды непременно поймешь; либо тебе еще не удалось сделать
себя другим, хотя стараешься; либо эта задача для тебя пока еще сложна, ты
побоялся побочных эффектов и отложил на потом. Это касается всего - и чувств,
и желаний, и знаний, и умений.
Более того, даже мир таков, каков он есть, и любая вещь, там, где она есть,
такова, какова она есть, по тем же причинам: или это хорошо; или ты еще не
понял, почему это плохо; или тебе пока не удалось изменить это; или ты пока что
не взялся за это, боясь сделать хуже. Рука Бога не оценивает вещи по личным
мотивам, ее оценка всегда соответствует предполагаемой божьей оценкой.
Рука Бога имеет право сделать все что угодно, но и несет полную
ответственность за все, что происходит в мире. Конечно же, человек, приняв
это правило, не будет намеренно делать плохих поступков, поскольку плохие
поступки ухудшают положение вещей в мире, а он ответственен за это. С другой
стороны, нет ничего разумного в том, чтобы назвать себя не в ответе за
некоторые вещи.
Если вещь хоть чуть-чуть зависит от тебя - ты можешь ее улучшить. Если совсем
не зависит - неважно, отвечаешь ты за нее или нет. Правило это является
рациональным с точки зрения человека, который хочет делать добро (а не просто
держаться в рамках приличия), и оно открывает огромные возможности улучшить
свое поведение.
Не менее важная вещь - готовность на любой поступок:
в идеале, нет такого дела, саму мысль о котором Рука Бога гонит от себя, но
любой возможный поступок она представляет реальным и решает, стоит
его совершить или нет. Рука Бога стремиться к готовности на любой поступок,
учится не бояться того, чего боится.
Также, Рука Бога стремиться к состоянию, когда никакая информация, будь то
правда, предположение или выдумка, не сможет быть для нее соблазном,
например, соблазном к злобе, к трусости,
к ожесточению или равнодушию. В идеале, она не скрывает от себя никакую
правду и никакие предположения, так как никакая информация ей не повредит, а
либо принесет пользу, либо наведет на правильные мысли, либо окажется
бесполезной и безвредной.
Рука Бога не ставит цели не сделать ни капли зла. Чем больше делаешь добра,
тем больше зла может получиться по ошибке, но важно, чтоб добро преобладало.
Если человек не сделал за жизнь ни капли зла - вероятно, он вообще ничего не
делал. Но полезна ли такая жизнь? Как капиталист: хочет получить побольше
денег, и ради этого иногда рискует или даже жертвует частью тех денег, которые
имеет.
Руке Бога не нужны правила. Она исполняет только те правила, которые полезны,
и только тогда, когда они полезны. А ведь многие правила вовсе вредны! Не нужны
ни принципиальность, ни последовательность, ни честь, ни достоинство: поступок
должен быть хорошим, а соответствует ли он какому-то шаблону - какая разница?
Эти вещи могут быть полезны лишь как инструмент взаимодействия с теми людьми,
для которых это важно, никоим образом не как часть самосознания. Ведь они
делают человека зависимым от общего мнения, и предсказуемым, а значит -
уязвимым.
|
|