Человек Свободный

Две души только что умерших людей дружно смеялись, обсуждая обстоятельства своей смерти.

- Когда я прилез грабить твой дом, я был на грани смерти, представляешь? Уже недели две как ничего не ел. Вот, думаю, на сей раз ошибаться нельзя. А ты так забавно высунулся с топором, теперь понимаешь, почему я поспешил тебя зарезать.

- А ты ко мне и прилез очень некстати. Я уже второй год не мог найти работу, если бы ты унес мои последние сбережения, я бы стал бомжом, и вероятно, сдох под забором. Подумай, мог ли я тебя не зарубить?

- Мы оказались в забавной ситуации: только одному быть в живых. Получилось очень справедливо: теперь мы оба мертвы!

Вот так они смеялись над вещами, бывшими некогда жизненно важными, а теперь не имеющими никакого значения. И тут они удивились: а что им мешало при жизни рассуждать обо всем этом столь же легко?


Разве не радость - освободиться от пут мира, от "необходимости", смотреть на все взглядом свободного человека и поступать "свободно", а не "вынужденно"? Необязательно умирать, чтобы достичь такого состояния; достаточно просто убрать нечто внутри себя, которое и создает иллюзию зависимости.

Хорошо тому человеку, который осознает себя как полноценного элемента, а не как продолжение окружающей действительности. Такому человеку не приходится искать в мире поддержку своей правоте: или - что другие думают так как он, или - что жизнь хорошо отвечает на его поведение. Для такого человека жизненные проблемы, даже если они очень реальны, не являются направляющей силой. Ведь он не считает проблемы единосущными с собой, он смотрит на них как бы со стороны, и решает их со своей позиции.

Для такого человека понятие "мир" имеет две ипостаси: мир, который хочет чтобы я был его частью; и мир как обьект, как совокупность людей, чья судьба может быть лучше или хуже в зависимости от моего поведения. От первого "мира" он хочет быть свободным, второму "миру" он хочет помочь. Мир один и тот же, но правильное отношение к нему состоит из двух частей. Человек этот не хочет быть пойманным или сломанным миром - думать, говорить и делать то, что от него хотят другие; повредить психику из-за несчастья и тому подобное. В то же время он неравнодушен к судьбе мира, помогает всем нуждающимся.

Хорошо тому человеку, который просто живет, но у него не возникает чувства, что он достоин либо недостоин жить. Что значит "недостоин жить"? "Ну, живу, и что тут такого?" И что значит "достоин жить"? "Разве то, что я живу, обязывает меня отработать деньги, потраченные кем-то на мое создание?"

Солидарность для многих людей является чуть ли не единственным заменителем доброты: человек сочувствует другому страдающему, потому что у него самого могла быть такая же проблема. Но тут подвох: это плохо для человека, который развивается. Ведь он постепенно будет становиться таким, что некоторые проблемы уже никогда его не постигнут. Если у него есть способность к солидарности, но нет любви - он станет равнодушным. Другие люди, способные к солидаронсти но не любящие, будут сторониться человека более совершенного чем они сами: "он нам не компания". Итак, солидарность дает соблазн сдерживать свое развитие, не поднимаясь выше среднего уровня. Несолидарность не должна превращаться в равнодушие, она хороша лишь для человека, умеющего любить.

Назад
Дальше
Оглавление
На главную
Напишите мне
Используются технологии uCoz