|
Человек Свободный
Две души только что умерших людей дружно смеялись, обсуждая обстоятельства
своей смерти.
- Когда я прилез грабить твой дом, я был на грани смерти,
представляешь? Уже недели две как ничего не ел. Вот, думаю, на сей раз
ошибаться нельзя. А ты так забавно высунулся с топором, теперь понимаешь,
почему я поспешил тебя зарезать.
- А ты ко мне и прилез очень некстати. Я
уже второй год не мог найти работу, если бы ты унес мои последние сбережения,
я бы стал бомжом, и вероятно, сдох под забором. Подумай, мог ли я тебя не
зарубить?
- Мы оказались в забавной ситуации: только одному быть в живых.
Получилось очень справедливо: теперь мы оба мертвы!
Вот так они смеялись
над вещами, бывшими некогда жизненно важными, а теперь не имеющими никакого
значения. И тут они удивились: а что им мешало при жизни рассуждать обо всем
этом столь же легко?
Разве не радость - освободиться от пут мира, от "необходимости", смотреть на
все взглядом свободного человека и поступать "свободно", а не "вынужденно"?
Необязательно умирать, чтобы достичь такого состояния; достаточно просто убрать
нечто внутри себя, которое и создает иллюзию зависимости.
Хорошо тому человеку, который осознает себя как полноценного элемента, а
не как продолжение окружающей действительности. Такому человеку не приходится
искать в мире поддержку своей правоте: или - что другие думают так как он, или
- что жизнь хорошо отвечает на его поведение. Для такого человека жизненные
проблемы, даже если они очень реальны, не являются направляющей силой. Ведь он
не считает проблемы единосущными с собой, он смотрит на них как бы со стороны,
и решает их со своей позиции.
Для такого человека понятие "мир" имеет две ипостаси: мир, который хочет чтобы
я был его частью; и мир как обьект, как совокупность людей, чья судьба может
быть лучше или хуже в зависимости от моего поведения. От первого "мира" он
хочет быть свободным, второму "миру" он хочет помочь. Мир один и тот же, но
правильное отношение к нему состоит из двух частей. Человек этот не хочет быть
пойманным или сломанным миром - думать, говорить и делать то, что от него хотят
другие; повредить психику из-за несчастья и тому подобное. В то же время он
неравнодушен к судьбе мира, помогает всем нуждающимся.
Хорошо тому человеку, который просто живет, но у него не возникает чувства, что
он достоин либо недостоин жить. Что значит "недостоин жить"? "Ну, живу, и что тут
такого?" И что значит "достоин жить"? "Разве то, что я живу, обязывает меня
отработать деньги, потраченные кем-то на мое создание?"
Солидарность для многих людей является чуть ли не единственным заменителем
доброты: человек сочувствует другому страдающему, потому что у него самого
могла быть такая же проблема. Но тут подвох: это плохо для человека, который
развивается. Ведь он постепенно будет становиться таким, что некоторые проблемы
уже никогда его не постигнут. Если у него есть способность к солидарности, но
нет любви - он
станет равнодушным. Другие люди, способные к солидаронсти но не любящие, будут
сторониться человека более совершенного чем они сами: "он нам не компания".
Итак, солидарность дает соблазн сдерживать свое развитие, не поднимаясь
выше среднего уровня. Несолидарность не должна превращаться в равнодушие,
она хороша лишь для человека, умеющего любить.
|
|